eJay

  23:33:18
     ГлавнаяРегистрацияВход
 
 
001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014  
Главная » Статьи » Музыкальное образование

Музыкальная теория
Музыкальные звуки имеют следующие свойства: а) высоту, б) тембр, в) силу, г) длительность.
Высота зависит от частоты колебаний какого-либо физического тела, например струны. С увеличением числа колебаний высота звука повышается. Тембр звука зависит от количества и силы призвуков. Благодаря тембровой окраске можно различать звуки одной высоты, воспроизводимые на разных инструментах. Сила звука определяется амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда, тем громче звук. Длительность звука - это отрезок времени, в течение которого длится колебания струны.

Запись звуков
Для записи музыкальных звуков применяются особые знаки, которые называются нотами.
Ноты размещаются (пишутся) на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом. Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д.
Более высокие или низкие звуки записываются на добавочных линейках.

Музыкальный звукоряд.

Все применяемые в музыке звуки, расположены в определенном высотном порядке, которые образуют музыкальный звукоряд. Всего основных звуков звукоряда семь: до(C), ре(D), ми(E), фа(F), соль(G), ля(A), си(H).
Одинаковые по звучанию звуки - октавные звуки, а ближайшее расстояние между ними называются октавой. Каждая октава в соответствии с названиями звуков делятся на семь ступеней: до - первая ступень, ре - вторая, ми - третья, фа - четвертая, соль - пятая, ля - шестая, си - седьмая ступень.
В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков. Есть скрипичный и басовый ключ.
Скрипичный ключ (или ключ соль ) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.
Басовый ключ (или ключ фа ) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.

Длительность нот.
Музыкальные звуки различаются не только по высоте, но и по длительности. Для записи звуков разной длительности пользуются различной формой нот.
Чтобы правильно воспроизвести длительности звуков при игре на инструменте, нужно равномерно отсчитывать время вслух или про себя. За единицу счета (равномерного удара) можно принять любую длительность: качание маятника, секунду.
Единицей счета обычно служит четвертая нота.
Звук, который звучит на протяжении двух ударов (на два счета), обозначается половинной нотой.
Звук, который длится на протяжении четырех ударов (на четыре счета), обозначается целой нотой.
Кроме целых, половинных и четвертных нот, существуют и более мелкие длительности нот.
Восьмая нота по времени общего звучания вдвое короче четвертной.
Ноты, длительность которых вдвое короче восьмых, называются шестнадцатыми.
Более мелкие длительности - тридцать вторые - по времени звучания вдвое короче шестнадцатых (такие мелкие длительности встречаются сравнительно редко).

Длительность пауз.
Мелодии музыкальных пьес временами прерываются, затем звучание их опять возобновляется. Перерыв в звучании называется паузой. Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот).
Целая пауза равна по длительности целой ноте.
Половинная пауза равна по длительности половинной ноте, и т.д.

Такт. Тактовый размеры.
Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) - такты. Такт - это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.
Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты (отрезки времени) отделяются друг от друга вертикальными четами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

В начале музыкального произведения после ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой (в виде дроби): 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте (на сколько считать), а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета - четверть, половинная, или другая).
Например, размер 2/4 (две четверти) означает, что счет в каждом такте ведется на два, то есть "раз, два", "pаз, два" и т.д. Сумма длительностей в каждом такте всегда одинакова.
Первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков - акцентируются. При этом наблюдается периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений.
Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной и нескольких следующих за ней слабых.
В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") - сильная, вторая ("два") - слабая.
В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") - сильная, вторая ("два") - слабая, третья ("три") - слабая.
Двухдольные и трехдольные такты называются простыми.
Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента (на первом и на третьей долях), причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Понятие о мелодической линии.
Не всякая последовательность звуков образует мелодию (мелодическую линию). Мелодией следует считать такое последование звуков, которое воспринимается нашим ухом как наиболее естественное, благозвучное, передающее то или иное настроение или чувство. Вот почему при разучивании пьесы следует уделять большое внимание выразительному исполнению мелодии (мелодической линии).

Темп.
Темпом называется та или иная скорость исполнения музыкального произведения.
Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая.
Основная скорость исполнения (темп) указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов:
Медленно - адажио (Adagio),
Не спеша, спокойно - анданте (Andante),
Умеренно - модерато (Moderato),
Скоро - аллегро (Allegro),
Быстро - престо (Presto).
Средний из названных темпов - модерато - соответствует скорости спокойного шага.
Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп. Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами:
Accelerando - ускоряя;
Ritenuto, (ритэнуто) - замедляя;
A tempo (а темпо) - в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).

Оттенки исполнения.
При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами.
Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие:
pp (пианиссимо) - очень тихо
p(пиано) - тихо
mf (меццо-фортэ) - со средней силой
f(форте) - громко
ff (фортиссимо) - очень громко
<(крещендо) - постепенно усиливая звук
>(диминуэндо) - постепенно ослабляя звук
Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие на характер исполнения музыки произведения, например: певуче, нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д.

Знаки альтерация.
Равномерное распределение звуков звукоряда по полутонам называется темперированным строем. Промежуток между двумя соседними звуками в таком строе называется полутоном. Полутоном заключены между нотами ми-фа и си-до.
Между звуками до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си, промежуток равен двум полутонам или целому тону.
Гитара является инструмент темперированным. Полутон заключен между соседними ладами грифа (на одной струне).

В темперированном строе октава разделена на 12 звуков. 7 уже известных вам: до-ре-ми-фа-соль-ля-си и 5 не имеющих самостоятельных названий. Последние приобретают название от находящихся рядом звуков. Например, звук, находящийся между звуками до-ре, может быть назван как "до повышенное" или "ре пониженное". Подобным образом получают названия и промежуточные звуки между ре- ми, фа-соль, соль-ля и ля-си.

Изменение (повышение или понижение) высоты звука на один или два полутона называется альтерацией. Знаки альтерации таковы:
Диез (#) - повышает звук на полутон,
Бемоль (b ) - понижает звук на полутон.
Дубль-бемоль (bb) - понижает звук на тон.
Дубль-диез (##) - повышает звук на тон,
Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные.
Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа-до-соль-ре-ля-ми-си для диезов, для бемолей -си-ми-ля-ре-соль-до-фа.
Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.
Если внутри такта нужно отменить действие диеза или бемоля, то перед нотой ставится бекар.

Знаки повторения.
При исполнении пьесы часто приходится повторять какую-нибудь ее часть или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения - репризы.
Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. Иногда при повторении бывают разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки - вольты.
Это значит, что в первый раз играются такты окончания, заключенные в первую вольту, а при повторении - такты первой вольты пропускаются и вместо них играются такты второй вольты.
Категория: Музыкальное образование | Добавил: ejay
Просмотров: 9764 | Рейтинг: 4.8/11 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Инфо
eJay-программы
Полный список и описание eJay-программ
Музыкальное образование
DJ, CJ, EJ
Звук и запись
Стили и направления



   
 
ejay.su © 2008-2025