Аккорды, трезвучия Аккорд — сочетание трех звуков и более, расположенных по терциям. Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучие. Аккорд строится всегда от нижнего звука вверх. Трезвучия бывают четырех видов: • мажорное трезвучие, или большое, состоит из б.3 + м.З
 • минорное трезвучие, или малое, состоит из м.З + б.З

• увеличенное трезвучие состоит из б.З + б.З 
• уменьшенное трезвучие состоит из м.З + б.З  Если звуки трезвучия или любого другого аккорда расположены по терциям, такой вид аккорда называется основным. Нижний звук трезвучия в основном виде называется примой, средний терцией и верхний квинтой. Трезвучия, так же как интервалы, имеют обращения, которые получаются от переноса нижнего звука на октаву вверх. У любого трезвучия есть два обращения. Первое обращение называется секстаккордом, второе — квартсекстаккордом.

Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия: • трезвучие I ступени — тоническое (Т); • трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S); • трезвучие V ступени -- доминантовое (D). В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами -- t, s, d. 
Трезвучия, построенные на всех остальных ступенях мажора и минора, называются побочными.
 Приведенные примеры главных и побочных ступеней, как вы заметили, относятся к натуральному мажору и натуральному минору. В других видах мажора и минора появятся случайные знаки. Буквенное обозначение трезвучий состоит из двух элементов, латинской буквы, обозначающей ступень, на которой строится трезвучие, и в случае с минором — маленькой латинской буквы m. Например: До мажор — С, Ре минор — Dm. Аккорды, состоящие из четырех звуков, расположенных по терциям, называются септаккордами. Существует всего семь основных видов септаккордов. Буквенно-цифровое обозначение от звука До: Большой мажорный С maj 7

Малый мажорный (доминантсептаккорд) С7 
Большой минорный Ст7+, Ст7# 
Малый минорный Ст7

Увеличенный Caug7, C7+5+, С7#5#

Полууменьшенный Ст7-5, Ст7Ь5

Уменьшенный Cdim, CO  Септаккорды, так же как и трезвучия, имеют обращения. Каждый септаккорд имеет три обращения: • квинтсекстаккорд — обозначается (5/б); • терцквартаккорд — обозначается (3/4);  • секундаккорд — обозначается (2). Аккорд, который состоит из пяти звуков, расположенных по терциям, называется нонаккордом. Наибольшее распространение получили нонаккорды двух видов: 3 большой доминантнонаккорд — обозначается (д); Я малый доминантнонаккорд — обозначается (ьд).  Но, в принципе, нонаккорды могут строиться от любого вида септаккорда путем добавления к нему терции. Кроме вышеперечисленных аккордов, в музыкальной практике применяется и множество других. Например, аккорды, в которых вместо терции применена квинта (от основного тона). Такие аккорды обозначаются приставкой SUS4:

• SUS4 (sus-аккорды) или септаккорды — C7SUS4 Применяются также аккорды с добавленными ступенями (обозначение add) и аккорды с пропущенными ступенями (omni). Например, Cadd9, C7omni5

Существуют так же альтерированные аккорды, т. е. аккорды с хроматически измененными ступенями. Это очень просто: достаточно повысить или понизить любую (кроме примы и терции) ступень аккорда, и вы получите новый, альтерированный аккорд. Повышение аккорда обозначается знаком "+" или "#". понижение — знаком "-" или "b". Все эти аккорды тоже могут альтерироваться, к ним могут прибавляться или вычитаться любые ступени по тому же принципу, что и с септаккордами.
Перечень применяемых аккордов можно продолжать до бесконечности, но это тема отдельной книги. Уместно будет рассказать еще о некоторых способах образования аккордов. Аккорды могут быть построены не только по терциям, но и по квартам (квартаккорды), квинтам и другим интервалам. Например, квартаккорды
Существует группа аккордов, называемых полиаккордами. Полиаккорд — это комбинация двух или более аккордов, чаще применяются сочетания двух аккордов, например сочетание С и А, С и Gm и т. д.

В музыкальной практике часто применяются аккорды, относящиеся к "сонорному" типу. Сонорный аккорд — это аккорд, построенный "без правил", иначе говоря, это случайное сочетание любого количества звуков, преследующее создание определенного звукового эффекта 
Гармонические функции аккордов Все существующие аккорды, как правило, относятся к трем основным гармоническим функциям: Т, S, D (тоническая, субдоминантовая, доминантовая). К тонической группе аккордов относятся аккорды I, III, VI ступеней, т. к. они имеют по два общих звука с тоническим трезвучием
 К субдоминантовой группе относятся аккорды IV, II, IV ступеней, т. к. они имеют по два общих звука с субдоминантовым трезвучием

К доминантовой группе относятся аккорды V, VII, III ступеней, т. к. они имеют по два общих звука с доминантовым трезвучием 
|